РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗЯТЬКОВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ПАНКРУШИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
27 октября 2006 № 85 с. Зятьково
О принятии Положения
о территориальном общественном
самоуправлении на территории
Зятьковского сельсовета
В соответствии со статьей 27 закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьями 14 Устава муниципального образования сельского поселения «Зятьковский сельсовет» (далее – сельсовет) сельский Совет депутатов
РЕШИЛ:
- Принять Положение о территориальном общественном самоуправлении на территории Зятьковский сельсовета.
- Направить указанное Положение главе Зятьковского сельсовета для подписания и обнародования в установленном порядке.
- Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социально-экономическому развитию, собственности, плану, бюджету, налоговой и кредитной политике.
Председатель сельского
Совета депутатов В.В. Бутаков
П О Л О Ж Е Н И Е
о территориальном общественном самоуправлении на территории
Зятьковского сельсовета
- Настоящее Положение регламентирует порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования сельского поселения «Зятьковский сельсовет» (далее – сельсовет), условия и порядок выделения для его осуществления необходимых средств из бюджета сельсовета.
- Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление – одна из форм народовластия (непосредственной демократии).
- Правовой основой организации и деятельности территориального общественного самоуправления на территории сельсовета служит Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав (основной закон) Алтайского края, закон Алтайского края «О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае», устав муниципального образования «Зятьковский сельсовет», настоящее Положение, а также уставы территориального общественного самоуправления соответствующих территорий.
- Территориальное общественное самоуправление сельсовета (далее – территориальное общественное самоуправление) осуществляется на территории сельсовета непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
- Любой гражданин — житель соответствующей территории имеет право на участие в территориальном общественном самоуправлении, избирать и быть избранным в его органы, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления
Возрастной ценз для граждан, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении, а также право быть избранным в его органы, устанавливается уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом сельсовета.
- Система территориального общественного самоуправления включает в себя: общие собрания, конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты поселков, сельских населенных пунктов в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).
7.Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющихся поселением; иные территории проживания граждан
Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и утверждаются сельским Советом депутатов.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются сельским Советом депутатов по предложению населения и с учетом предложений граждан, проживающего на данной территории, в интересах управляемости территорий, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков целостности территорий.
- Территориальное общественное самоуправление имеет устав, в котором устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к Уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
В уставе территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления по сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.
Условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета сельсовета определяются нормативным правовым актом сельского Совета депутатов.
Устав территориального общественного самоуправления должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан.
- Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления.
Устав территориального общественного самоуправления подлежит регистрации в администрации сельсовета в течение месяца со дня представления документов на регистрацию и вступает в силу со дня его обнародования.
Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке.
- Для регистрации Устава территориального общественного самоуправления в администрацию сельсовета подаются следующие документы:
1) заявление о регистрации, составленное по форме, утвержденное администрацией поселения (регистрационное заявление);
2)Устав территориального общественного самоуправления в двух экземплярах;
3) протокол собрания, конференции граждан о создании территориального общественного самоуправления;
4) копия документа подтверждающего территорию, на которую распространяется территориальное местное самоуправление.
- Территориальное общественное самоуправление является некоммерческой организацией.
В соответствии с его уставом территориальное общественное самоуправление может быть юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
- Собрания, конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления и инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В работе собраний, конференций граждан принимают участие граждане, имеющие право на участие в территориальном общественном самоуправлении и проживающие на соответствующей территории.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Порядок, нормы представительства и сроки проведения конференций устанавливаются уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом сельсовета, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района и сельсовета и настоящим Положением.
- К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие Устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Решения собраний, конференций граждан о принятии уставов территориального общественного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе), или их представителей на конференции граждан.
Решения собраний, конференций граждан по другим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа граждан, присутствующих на собрании, или их представителей на конференции граждан.
Решения собраний, конференций граждан оформляются протоколом и в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления сельсовета, а также иных органов местного самоуправления, если они явились инициаторами созыва собраний, конференций граждан, и жителей соответствующей территории.
- Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе органов территориального общественного самоуправления, а также по требованию граждан соответствующей территории по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и имеющие право на участие в территориальном общественном самоуправлении.
Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа, а также фамилию, имя, отчество опрашиваемого, его возраст, адрес и подпись. Подписной лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса (места проживания).
- Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Выборы в них могут проводиться на общих собраниях или конференциях жителей по месту их жительства либо на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Общее собрание или конференция жителей устанавливают срок полномочий органов территориального общественного самоуправления самостоятельно.
Сельский Совет депутатов по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов общественного самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам – порядок образования избирательных комиссий и порядок выдвижения кандидатов.
Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляется, открыто и гласно.
Все жители должны быть заблаговременно оповещены о месте, времени проведения и рассматриваемых на собрании (конференции) вопросах.
Оповещение о проведении собрания (конференции) осуществляется путем вывешивания на информационных стендах администрации сельсовета, на досках объявлений по месту работы граждан, в других публичных местах извещений.
Устанавливаемые нормы представительства на конференции должны обеспечить жителям возможность избрания делегатов на конференцию из числа граждан, лично им знакомых.
Делегаты не могут назначаться на конференцию органами местного самоуправления или органами территориального общественного самоуправления.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств территориального общественного самоуправления, а учредительные собрания, конференции граждан – за счет бюджета сельсовета.
Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
- Органы территориального общественного самоуправления, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и специфики соответствующих территорий, подразделяются на:
1) советы (комитеты) микрорайонов, жилищных комплексов, населенных пунктов;
2) объединения жителей — собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК);
3) квартальные, уличные, домовые и тому подобные советы (комитеты).
Совет (комитет) микрорайона, жилищного комплекса, населенного пункта и т.п. может избираться на собрании (сходе), конференции граждан соответствующей территории и может обладать правом юридического лица по решению собрания (схода), конференции граждан.
Порядок формирования (избрания) совета (комитета), организация его работы, полномочия, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются уставом совета (комитета) микрорайона, жилищного комплекса, населенного пункта и т.п. в соответствии с уставом сельсовета и (или) нормативными правовыми актами сельсовета.
Квартальный, уличный, домовый совет (комитет) формируется на собрании (сходе), конференции граждан и может обладать правами юридического лица.
- Территориальное общественное самоуправление возглавляет председатель и его заместитель, избираемые открытым голосованием на общем собрании, конференции большинством голосов от списочного состава граждан сроком на 4 (четыре) года.
- Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются уставами территориального общественного самоуправления, а также решениями органов местного самоуправления о передаче им отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом территориального общественного самоуправления, с согласия граждан соответствующей территории.
Органы территориального общественного самоуправления для осуществления своих задач и обязательств имеют следующие полномочия:
— создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
являясь юридическим лицом, создавать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления своих полномочий, утверждать их уставы;
— являясь юридическим лицом, заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на данной территории;
— разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;
— представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного территориального общественного самоуправления, для строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
— являясь юридическим лицом, выступать заказчиком выполнения работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств бюджета (бюджетов) сельсовета (сельсоветов) и собственных финансовых ресурсов;
— кооперировать на добровольной основе средств населения, юридических лиц и общественных объединений для финансирования целевых социальных программ;
— являясь юридическим лицом, принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения или переданное органами местного самоуправления;
— являясь юридическим лицом, объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения;
— получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств;
— приобретать акции и облигации;
— являясь юридическим лицом, организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
— осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края предприятиями торговли, а также организациями, связанными с оказанием бытовых услуг;
— являясь юридическим лицом, определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления;
— созывать собрания, конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы населения, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом Алтайского края «О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае», иными законами края, уставами района и сельсоветов и решениями собраний, конференций граждан.
- Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
- Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации, которая проводится в администрации сельсовета.
- Органы местного самоуправления района и сельсоветов (далее – органы местного самоуправления):
1) оказывают содействие гражданам в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
2) оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении собраний, конференций, опросов граждан и принимают в них участие;
3) содействуют в разработке уставов территориального общественного самоуправления;
4) создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления;
5) вправе передавать на договорной основе территориальному общественному самоуправлению часть своих полномочий с предоставлением финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств, при этом не могут быть переданы полномочия, которые федеральным законом и законами Алтайского края отнесены к исключительному ведению органов местного самоуправления;
6) могут устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением;
7) предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;
8) координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;
9) заключают договора с органами территориального общественного самоуправления;
10) способствуют выполнению решений собраний, конференций граждан, принятых в пределах их компетенции;
11) учитывают в своих решениях мнение граждан, полученное территориальным общественным самоуправлением методом опроса;
12) осуществляют контроль за соответствием деятельности органов территориального общественного самоуправления уставам об этих органах, а также за выполнением договоров между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления;
13) осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с настоящим Положением и уставами муниципальных образований района.
— Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседании органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
— Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают его мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
- Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности денежные средства и имущество, передаваемое им органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.
- Собрание, конференция граждан, а также органы территориального общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже в их собственность имущества государственных и муниципальных предприятий, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения соответствующей территории.
Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность органов территориального общественного самоуправления, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.
- Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, состоят из собственных, заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору органами местного самоуправления под определенные цели.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет отчислений от доходов коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых органами территориального общественного самоуправления; предаваемых органами местного самоуправления внебюджетных средств; добровольных взносов и пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций и населения; других поступлений.
Указанные органы самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
- Решения территориального общественного самоуправления и его органов, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также юридическими лицами, кому они адресованы.
- Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, а также юридические лица, причинившие ущерб территориальному общественному самоуправлению, вследствие нарушения настоящего закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, имеют право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права территориального общественного самоуправления.
- Органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
Споры по восстановлению нарушений прав коммерческих и некоммерческих организаций и граждан, возникающие в результате действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, решаются в суде или арбитражном суде.
- Разногласия (споры) между органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления рассматриваются в следующем порядке:
— имущественные разногласия (споры) между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— иные споры между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления рассматриваются согласительной комиссией с участием в ней на паритетных началах представителей спорящих сторон или в судебном порядке.
Настоящее Положение вступает в силу со дня его обнародования на информационном стенде администрации сельсовета.
Глава сельсовета В.Н.Унгефуг 28октября 2006г № 77